Франция - страна с богатой, подчас драматической историей. Эти два столетия - XVII и XVIII - насыщены бурными событиями, которые оказывали влияние не только на Францию, но и на всю Европу. Примечательно, что в политику в те годы вершили яркие, незаурядные личности, о которых и по сей день есть много чего рассказать. Это и Король Генрих IV, "вечный ухажёр" и любимец женщин, но терпимый и осторожный политик, сумевший положить конец религиозным войнам в стране; и всесильный министр Людовика XIII Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, которого историк Жюль Мишле называл "сфинксом в красной мантии"; и Жан-Батист Кольбер, министр-буржуа Людовика XIV, педантично считавший каждое су государственной казны.
Судьбы королей тесно переплетены с судьбой страны. Смерть Генриха IV от удара кинжалом на улице Ферронри ввергла Францию в смутные времена регентства Марии Медичи; слабость и нерешительность Людовика XIII Справедливого передали страну в руки истинного правителя Ришелье, далее опять мрачные времена регентства Анны Австрийской и Фронда, которая научила малолетнего Людовика XIV самостоятельно принимать решения, не полагаясь на кабинет министров. Разорительная политика Людовика XV, заложившая первый камень в фундамент будущей республики, и совсем юный король Людовик XVI, окончательно разрушивший карточный домик монархии и закончивший свою жизнь на эшафоте.
Франция, страна, где в середине 17 столетия абсолютная монархия достигла своего апогея, чтобы через сто лет уступить место республике. На подмостках великой драмы Французской революции появилось множество талантливых "актёров", многие из которых обрели право на бессмертие. Это Марат - друг народа и защитник нации, талантливый журналист и хирург; Дантон - "дерзкий трибун" , сумевший по словам Шатобриана "держать голову выше, чем занесённый над нею нож гильотины"; Робеспьер, которого одни называли Неподкупным, а другие мнили тираном и писали про него весьма злобные сочинения, как например "Злодеяния Робеспиера и главных его сообщников Марата, Кутона, Сен-Жюста и прочих".
Воскрешая картину Франции эпохи старого порядка, Виктор Гюго нашёл удивительно точный и красочный образ, сравнив её с театральной сценой. "После нас хоть потоп!" -легкомысленно изрекает Луи XV, и уже тогда чувствуется, что наступает некий предел... В конце XVIII века на подмостках истории не было сильной личности, и вдруг на авансцене появляются такие люди как Мирабо - "человек-молния", Дантон - "человек-гром".
Но история Франции это не только политика. В 17-18 столетии большой шаг вперёд делает наука. Появляются новые школы и течения в медицине, развивается анатомия, хирургия, акушерство. Изобретение микроскопа позволило проникнуть в такие тайники жизни, которые были совершенно скрыты от невооружённого глаза исследователя. Был открыт капиллярный кровоток, а открытие семенного живчика одним ударом положило конец всем существовавшим до той поры фантастическим теориям о зарождении жизни.
В 18 столетии учёные окончательно изгнали мистический элемент из медицины, как из натуралистической науки, что позволило пользоваться такими дополнительными источниками, как физика, химия и математика.
В химии важную роль играла флогистическая теория Эрнста Сталя, который исходил из того соображения, что сгорание всевозможных веществ зависит от содержания в них "флогистона" Таким образом, это было уже предчувствие кислорода. Позднее его открыл Пристлей, после чего Лавуазье дал окончательное и правильное разъяснение процесса горения.
В экономике тоже наметились серьёзные перемены. Оковы цеховых стеснений спадали с Франции, уступая место промышленным предприятиям. Руководящая роль принадлежала теперь купцам-промышленникам, которые владели сырьём. Имелись во Франции и чисто государственные предприятия, так называемые "королевские мануфактуры", по меркам того времени довольно крупные. К ним относились металлургические заводы в Лионе и Бресте, ковровые мануфактуры в Бове, знаменитые "Гобелены" в Париж. Особенной славой на мировом рынке пользовались французские ткани и ножи.
В культурной жизни Франция также не уступала другим странам. Синонимом французского Просвещения стало имя Вольтера - литератора, драматурга, публициста, историка и философа. Нельзя обойти вниманием также философа и писателя Дени Дидро, женевского мыслителя Жана Жака Руссо, которого несколько позже, в период Французской революции, якобинцы провозгласят своим учителем и идейным предшественником, Огюстена Карона, известного под псевдонимом Бомарше, автора смешных и социально-острых пьес, благодаря которым он чуть не попал в Бастилию.
В изобразительном искусстве знаменитых имён было не меньше, чем в литературе. Отголоском развернувшейся в конце 17 века во Французской академии борьбы "пуссенистов" и "рубенсистов" явилось творчество Антуана Ватто. Смысл спора "пуссенистов" и "рубенсистов" сводился к приоритету рисунка или колорита. Верх одержали "рубенсисты", поэтому французская живопись 18 века стала продолжением колоритного фламандского изобразительного искусства. Продолжателями школы "рубенсистов" были Николя Ланкре и Жан Батист Патер.
Представителем реалистического течения был Жан Батист Симеон Шарден. Он был одним из немногих, кто предпочитал работу с натуры. Его картины как правило посвящены изображению быта третьего сословия.
Другим полюсом французской живописи было придворно-аристократическое искусство. Король и представители французской аристократии были крупнейшими и требовательными заказчиками. Наиболее популярным придворным художником был Франсуа Буше. Он был признанным мэтром в жанре пасторалей. Увлечение пасторальными темами было отражением модных тогда теорий, согласно которым счастливы лишь наивные люди, живущие вдалеке от цивилизации на лоне природы. Даже королева Мария-Антуанетта пожелала отведать незатейливой жизни на лоне природы, приказав своему архитектору Ришару Мику построить для неё "деревушку Королевы". За два столетия в архитектуре Парижа многое поменялось. Появились многие здания, без которых нельзя представить современную столицу Франции. Это загородная резиденция королей знаменитый Версаль - царство воды и зелени , Люксембугрский дворец, Отель Инвалидов, Пантеон, Елисейские поля - дорога, специально проложенная для путешествий из Версаля в Париж.

Можно бесконечно рассказывать о том, какие изменения пережила Франция за два столетия. Но такое количество информации при всём желании нельзя уместить в одной статье. Поэтому я заканчиваю своё несколько сумбурное повествование призывом присылать свои статьи, материалы, переводы, дабы вместе создать информационный ресурс по такой обширной теме. Темы могут быть любыми: политика и личности, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, экономика, наука, военное дело, праздники и коронации, история костюма, религия, жизнь различных сословий: одним словом, всё, что душе угодно!