ФОРУМ ЗАКРЫТ
Вверх страницы

Вниз страницы

Мушкетерское движение

Объявление

Дорогие участники и гости форума! Обращаем ваше внимание на то, что ролевая ЗАКРЫТА!
Всех желающих играть ждем на открытом форуме "Век безумства и отваги" http://agedecourage.rusff.me
С уважением, администрация форума "Мушкетерское движение"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мушкетерское движение » Франция » Свадьбы во Франции XVII века


Свадьбы во Франции XVII века

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Всю информацию по теме выкладываем сюда! Вскоре понадобится многим))

0

2

Екатерина Глаголева

Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика ХIII

Зимние месяцы перед началом Великого поста (январь-февраль) были временем свадеб – люди веселились, чтобы забыть о голоде и холоде. Согласно народным поверьям, праздновать свадьбу в мае не к добру («В мае жениться – век маяться»), не подходили для этой цели также июль, сентябрь и ноябрь – время сенокоса, сбора урожая и винограда. Само собой, в Рождественский и Великий посты свадеб не играли. Хорошими днями для вступления в брак были вторник, четверг и суббота, а вот в понедельник и пятницу от этого было лучше воздержаться. Два брата или две сестры предпочитали не идти под венец в один день: это предвещало несчастье. Число «9» считалось несчастливым, поэтому на 9-е, 19-е и 29-е свадьбу не назначали.

Невесты тогда еще не носили белых платьев, а облачались в праздничный национальный костюм. Фаты тоже не было. Цвет подвенечного платья мог быть каким угодно: от синего и коричневого до черного, как у уроженок Арля или Эльзаса, зато его украшали вышивкой, лентами и т. д. Хотя, как правило, девушка должна была сама приготовить себе приданое, сшить своими руками подвенечное платье было нельзя, иначе быть беде. Лучше всего, если платье, изготовленное на заказ, принесут в дом невесты в самое утро свадьбы.

Даже если церковь находилась в нескольких километрах от дома, туда полагалось отправляться пешком или в повозках со скамьями по бокам. Впереди шли деревенские музыканты; скрипки увивали лентами.

Венчание всегда происходило до полудня. Когда новобрачные опускались на колени перед священником, все примечали: если жених наступит коленом на платье невесты, то хозяином в доме будет он. Но на этот случай у девушек была своя хитрость: если невеста не собиралась оставаться на вторых ролях, то должна была согнуть палец, когда жених станет надевать на него кольцо.

Выход из церкви сопровождался разными ритуалами: молодожены должны были пройти под руку под аркой из цветов или перешагнуть через ленту, что символизировало их вступление в новую жизнь; новобрачной вручали сноп колосьев, которыми она должна была осыпать родственников своего супруга, дав тем самым понять, что собирается принести процветание в свою новую семью; в городах муж вручал жене ключ от их дома (если у них был свой дом), и она прицепляла ключ к своему поясу, и т. д.

В Бретани на свадьбу старались пригласить как можно больше народа: точно так же, как сельские работы выполняли сообща, обращаясь за помощью к соседям, на свадьбу собирались всей деревней. Праздник длился несколько дней, начинаясь в родной деревне невесты, куда гости отправлялись торжественным шествием под звуки волынок и взрывы петард. У входа в деревню через дорогу натягивали веревку, и за право прохода следовало уплатить несколько су.

За пиршественным столом мужчины сидели отдельно от женщин и детей. Хозяйки трудились у плиты несколько дней, чтобы наготовить на всю эту ораву. Каждый приходил со своим ножом, а иногда и со своим стаканчиком. Хлеб был всему голова, а в конце пира подавали бретонский десерт – крем-брюле. Нищих за стол не пускали, но выносили им угощение. До поздней ночи гости отплясывали во дворе, а на следующий день возвращались, чтобы продолжить пир.

В центральных провинциях во время свадебного пира молодожены должны были есть суп из одной миски. Затем новобрачной вручали три хлебца; два она отдавала своим родным, а третий – друзьям, что означало, что она будет в первую очередь кормить свою семью, но и друзей тоже не забудет.

Если жених был старшим сыном в семье, устраивали особую игру: высоко подвешивали горшок, в котором были засахаренные фрукты, а может быть, мука или вода, а то и живой котенок или цыпленок, и жених, вооружившись шестом, разбивал его над головой у гостей.

В первую брачную ночь и жених, и невеста облачались в длинные ночные сорочки с прорезями на причинных местах – последняя дань целомудрию, хотя стыдливостью в те времена не отличался ни простой люд, ни аристократия.

Каноническое право определяло брачный возраст двенадцатью годами, однако далеко не все французы шли к алтарю сразу по его достижении. Людовику XIII и Анне Австрийской не было и пятнадцати лет, когда их назвали мужем и женой, но по-настоящему они стали супругами лишь через четыре года. Переселенцы в Новую Францию женились рано, в их семьях рождалось и по двенадцать, и по тринадцать детей, что способствовало заселению колоний. Крестьяне вступали в брак довольно поздно: невестам было по 23—25 лет, женихам – по 27—30.

Незамужние девушки во время церковных праздников наряжали статую святой Екатерины, в частности, надевая на нее головной убор. В Париже они торжественно шли по улице к статуе, находившейся на одном из домов, после чего одна из девушек поднималась по приставной лестнице, которую они приносили с собой, и водружала на голову Екатерине венок. Выражение «покрывать голову святой Екатерине» получило смысл «засидеться в девках», получив уточнение: «первую шпильку в шляпку» вставляли в 25 лет, вторую – в 30, а в 35 убор был завершен.

Гражданские и церковные законы – дело одно, а в крестьянской среде были свои представления о нравственности. Так, если вдова или вдовец вступали в брак с особой моложе себя, если невеста была беременна или не блюла себя до свадьбы, если у жениха имелся ребенок на стороне, наконец, если брак был неравным по возрасту или по материальному положению новобрачных, деревенские весельчаки целый месяц по вечерам устраивали тарарам вблизи их дома; порой этот дикий шум и грохот было слышно за несколько километров.

Жених и невеста должны были вступать в брак по добровольному согласию, но обязательно в присутствии священника и с занесением соответствующей записи в приходскую книгу. (Одной из причин, по которой Генрих IV смог добиться расторжения брака со своей первой женой Маргаритой Валуа, стал тот факт, что Маргариту выдали за него по принуждению.) Кроме того, если им еще не исполнилось тридцати лет, они должны были обязательно получить родительское согласие, без которого брак превращался в похищение, а за это преступление полагалась смертная казнь.

В этом плане все любовные увлечения брата короля Гастона Орлеанского – «с серьезными намерениями» – оборачивались авантюрными романами. В 1626 году принца женили на Марии де Бурбон, герцогине де Монпансье, которая родила ему дочь и скончалась родами. Затем Гастон влюбился в Марию де Гонзаг, дочь герцога Карла де Невера. Людовик XIII ничего не имел против их брака, но вот королева-мать не могла простить Карлу де Неверу что он принял сторону мятежных вельмож во время ее регентства. Гастон уже хотел похитить Марию и бежать с ней, но Мария Медичи его упредила и упрятала девушку вместе с ее теткой герцогиней де Лонгвиль в Венсенский замок. Оттуда их вскоре выпустили, но влюбленным пришлось проститься. (Впоследствии Мария де Гонзаг вышла замуж за польского короля.) Прошло еще немного времени, и Гастон бежал из Франции в Лотарингию, где влюбился в пятнадцатилетнюю Маргариту, сестру герцога Карла Лотарингского. В начале января 1632 года они сочетались тайным браком, причем Карл скрыл этот факт от Людовика (по закону, король был своему брату вместо отца, и без его согласия брак заключать было нельзя). К тому времени Мария Медичи уже находилась в изгнании в Испанских Нидерландах; Гастон приехал к ней в Брюссель, а в августе 1633 года Людовик выступил в военный поход на Лотарингию и осадил Нанси. Карл Лотарингский капитулировал, а его сестра Маргарита, переодевшись в мужское платье, бежала к любимому в Нидерланды, где они подтвердили свой брак. Людовик его так и не признал, и когда Гастон, испросив себе прощение, вернулся во Францию, Маргарита осталась в Брюсселе дожидаться решения своей судьбы. (Ее супруг спокойно жил себе в Блуа с любовницей из мещанок, Луизон Роже.) Только на смертном одре Людовик, чтобы покончить со всеми нерешенными делами, велел Гастону вызвать «мадам» в Париж, чтобы «освятить их брак по христианскому обряду» – уже в третий раз.

В юридическом плане жена находилась в полной зависимости от мужа, так что для нее брак превращался в рабство. В аристократической семье женщины были менее зависимы, поскольку могли повлиять на супруга с помощью своих знатных родственников. Брак редко свершался по любви; основным понятием был долг. Чаще всего это была сделка, способ поправить свое материальное положение или приобрести нужные связи. Ришелье выдал свою любимую племянницу, Мари-Мадлен дю Пон де Курле, за племянника Альбера де Люиня, господина де Комбале, хотя девушка была помолвлена с другим. Через два года Комбале погиб на войне, а его вдова больше не вышла замуж. Дядюшка сделал ее герцогиней д'Эгильон, но так и не смог избавиться от чувства вины за ее незаладившуюся жизнь. Вдова самого Люиня, которую король собирался удалить от двора, первая сделала предложение своему любовнику герцогу де Шеврезу Она заявила ему прямо: «Я предлагаю вам сделку: вы женитесь на мне и распоряжаетесь моим состоянием, я остаюсь при дворе и распоряжаюсь своей жизнью. Во всем остальном – полная свобода для вас и для меня». Впоследствии Шеврез немало натерпелся из-за непрекращающихся интриг своей супруги, а та, в свою очередь, пыталась добиться раздела имущества, чтобы не остаться совсем без гроша из-за его непомерных расходов. В простой среде вдовы старались поскорее выйти замуж, чтобы не остаться без кормильца и вырастить своих детей.

0

3

Почему свадебное платье белого цвета?
Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Хотя уже не редкость, когда невесты предпочитают другой цвет для своего свадебного наряда, всё же белый и его оттенки (кремовый, жемчужный, молочный) остается основным. Однако свадебное платье не всегда было белым, в том числе на Руси.

В средневековье девушки шли под венец в платьях самых ярких цветов и расцветок, и отличия в нарядах проявлялись в зависимости от места проживания невесты или сословия брачующихся, их достатка. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.

В 16–17 веках подвенечное платье белого цвета надеть могла лишь «Христова невеста», т.е. девушка, которая захотела посвятить себя Богу, уйти в монастырь. «Обычные» невесты же шли под венец в платьях розового или светло-голубого цвета. Темные цвета не использовались совсем.

В разных странах были свои поверья по поводу цвета подвенечного наряда. Так, во Франции считалось, что невеста в фиолетовом свадебном платье обретет мужа, который будет любить её всю жизнь. Ирландские девушки выходили замуж исключительно в зеленых свадебных одеяниях, считая этот цвет счастливым. На Руси наряды для свадьбы были с преобладанием красного или оранжевого цвета. Скорее всего, это отголоски язычества, поклонения огню, ведь несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки.

Моду на светлые — слоновой кости, кремовые, но еще не белые — платья принесла с собой эпоха неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства — скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям. Существует две правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье, нарушив тем самым традицию королевской семьи выходить замуж в серебряном платье. И, естественно, все стали повторять это за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Одно из непременных качеств наряда для вступления в брак — его традиционность. Т.е. невеста в своем подвенечном платье должна выглядеть именно немного старомодно, чтобы соответствовать вкусам предыдущего поколения, к которому принадлежат родители ее будущего мужа. Именно это заставляет сегодня сохранять традиционный белый цвет для подвенечного платья.

В современной философии бытует мнение, что белый цвет платья невесты обозначает, что невеста «умирает» в этот день, семья прощается с ней и плачет. На следующий день невеста появляется в платье другого цвета, что символизирует ее рождение в новой семье — семье супруга.

0

4

(Просто информация)

Знаете ли вы, что уже в древности на свадьбе должны были присутствовать 10 подружек невесты и друзей жениха? Их приглашали для того, чтобы отпугивать ревнивого злого духа, который мог захотеть навредить паре. Подружки невесты традиционно одевались подобно невесте, а шаферы (друзья жениха) - подобно жениху. Считалось, что среди таких похоже одетых людей злой дух не сможет отличить, где настоящие жених и невеста, и следовательно не сможет причинить им зло.

Белое платье символизирует не девственность, как думают многие, а радость и процветание. Древние греки и католики носили в праздники белые одежды. Они даже красили в день свадебной церемонии свои тела в белый цвет. В течение столетий белый цвет считался просто одним из праздничных цветов.

Только в середине 17-го века, королева Виктория ввела в Англии, да и во всей Европе, моду невесте на свадьбу одевать только белое, т.к. сама королева Виктория была в белом на собственной свадьбе. Согласно другой версии эта мода была введена еще раньше Анной Австрийской. До нее невесты на свадьбу одевали розовое платье, но Анна вышла в белом. Это было так красиво, что все дамы высшего общество Франции, а в последствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. К ним присоединился и простой люд.

Во Франции молодожены на приеме в их честь должны выпить вино из кубка с двумя ручками, который называется a coupe de marriage.

Именно фата, а не белое платье невесты, означает ее целомудрие. Поэтому считается, что если женщина выходит замуж не в первый раз, она не должна одевать фату на свадебную церемонию.

Бутоньерка - это один цветок в петлице пиджака жениха, обязательно такой же, из каких составлен букет невесты. Бутоньерка символизирует любовь рыцаря к даме своего сердца. Во времена средневековья рыцарь носил цвета своей Дамы в сражении. Частью своей миссии он считал завоевание ее любви.

Традицию обмена обручальными кольцами предположительно придумали египтяне. Круглая форма кольца - это вечность, бесконечное счастье и любовь между супругами.

Считается, что касание гостями жениха и невесты в день свадьбы приносит счастье, т.к. в день свадьбы пара благословляется богом.

Свадебный пирог (на Руси - хлеб - соль) символизирует изобилие. Древние Римляне в конце свадебной церемонии разламывали пирог над головой невесты, чтобы внести изобилие в новую семью, а крошки собирались гостями как знак удачи. В средневековой Англии традиция была изменена: гости приносили с собой пироги и нагромождали их в центре стола, а жених с невестой пыталась поцеловаться поверх горы пирогов.

В наше время очень распространена традиция, согласно которой жених должен перенести молодую жену через порог дома, в котором они будут жить. Вот как она возникла: Раньше считали, что если молодая жена упадет на пороге своего нового дома, это плохая примета. Чтобы полностью исключить подобное падение, женихи поднимали своих невест и переносили через порог дома на руках.

Во Франции цветы впервые стали использоваться не только для украшения церемонии - именно французы придумали букет или «связку» для невесты. Цветочные композиции составлялись из ландышей, которые олицетворяли любовь, из роз, орхидей, гардений, лавровых листьев, цветов померанцевого дерева и других растений. Во время шествия было принято осыпать церемонию лавровыми листьями. Позже, в 18 веке, появилась традиция украшать цветами фату невесты.

В XVII веке один французский кондитер, вернувшись из Англии, изобрел торт – крокембуш.
Он обыграл образ наваленных в бесформенную груду булочек. Крокембуш состоит из кремовых шариков, составленных в пирамиду. Торт украшают орехами и засахаренными цветами. Он очень популярен у французских молодоженов.

0


Вы здесь » Мушкетерское движение » Франция » Свадьбы во Франции XVII века


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно